Яндекс.Дзен – платформа для блогеров и медиа, которая с помощью искусственного интеллекта собирает для пользователя ленту, релевантную его поисковым запросам. Информацию она берет из статей, которые пишут сами пользователи. Опубликовав здесь свои материалы, они могут не только монетизировать канал, но и привлечь трафик на основной проект (блог, интернет-магазин, страницу в социальной сети). Неудивительно, что ежедневная активная аудитория платформы составляет 15 млн. человек. Но прежде чем завести и начать продвигать канал, нужно изучить алгоритм Яндекс.Дзен. О том, как он работает, вы узнаете в представленной статье.
Платформа Yandex Zen работает на основе самообучающегося алгоритма с элементами ИИ, способного определять предпочтения пользователей и своевременно распознавать нарушителей. В машинном обучении задействован сервис Яндекс.Толока, а коррекцией действий ИИ занимаются модераторы.
До сих пор разработчики не раскрыли принцип работы алгоритма Яндекс.Дзен. Такая секретность позволяет им бороться с накруткой и создавать равные условия для всех авторов. Считается, что здесь:
На самом деле это мифы, придуманные самими авторами. Код алгоритма Яндекс.Дзен в 2021 году по-прежнему закрыт. Поэтому у обычных пользователей нет окончательного понимания того, как он работает.
В 2019 г. разработчики представили алгоритм Альфа Центавра. С 2020 г. он заработал как человеко-машинный комплекс, способный к постоянному обучению. Сначала авторские материалы проходят через модераторов платформы и пользователей Яндекс.Толока, которые помечают их как качественные публикации или как кликбейт. По результатам обработки Альфа Центавра первых рекомендует читателям, вторых – ограничивает в просмотрах.
Последствия внедрения этого алгоритма Яндекс.Дзен сложно оценить до конца. Он закрыт для обычных пользователей, постоянно обучается и совершенствуется. В первое время после внедрения крупные блоги начали терять аудиторию, а маленькие, наоборот, набирать ее. Спустя 2 года ситуация стабилизировалась. Можно заметить, что средняя продолжительность сеансов увеличилась в 3 раза. При этом по-прежнему наибольшее количество просмотров набирают статьи, посвященные шоу-бизнесу, политике и автомобилям.
Согласно официальной версии, в 2021 г. платформа по-прежнему работает по алгоритму Альфа Центавра. Однако заметно, что команда постоянно его дорабатывает. По другой конспирологической теории, Yandex давно внедрил новый алгоритм, но не оповестил об этом пользователей.
При ранжировании статей алгоритм Яндекс.Дзен в первую очередь ориентируется на пользовательские факторы. Он отдает предпочтение статьям, которые:
При этом лайки должны ставить люди, чьи интересы на платформе соответствуют тематике статьи. В противном случае, автора заподозрят в кликбейте и накрутке показателей. Поэтому чтобы хорошо продвигаться в Яндекс.Дзен, нужно публиковать полезный и уникальный материал с удобной структурой, интересным заголовком и обложкой.
Карточка – то, что первым бросается пользователю в глаза. Она содержит заголовок, краткое описание статьи и картинку. Заголовок должен быть корректным, цепляющим и релевантным материалу. Использовать «нечистые приемы» и кликбейт запрещено. Описание должно передавать суть статьи и мотивировать на ее прочтение. Картинка нужна для создания впечатления и привлечения внимания. Она не должна быть просто фоном. При одном взгляде на нее у читателя должно формироваться представление, о чем будет статья.
Чтобы эффективно развивать канал на Яндекс.Дзен, нужно работать на перспективу. Для этого подбирают интересную тематику и нишу, в которой будет легче продвигаться. В популярных темах, как правило, высокая конкуренция.
Алгоритм Яндекс.Дзен не запрещает размещать в конце текста короткий призыв на подписку. Чем больше людей прочтет статью и подпишется на канал, тем выше шансы на то, что его будут рекомендовать другим читателям.
Алгоритм Альфа Центавра обрабатывает большое количество статей, которые затем делит на категории в соответствии с интересами читателей. После этого они показываются ограниченному количеству пользователей, которые вводят в поисковую строку релевантные запросы. Если материал понравился читателям, он начинает демонстрироваться перед более широкой аудиторией. Параллельно алгоритм оценивает реакцию на него.
Если материал неинтересен, он перестает транслироваться. Однако не исключено, что сервис будет рекомендовать ее ограниченной аудитории, чтобы продолжать отслеживать реакцию.
Для успешного продвижения в этом сервисе нужно знать не только о том, как работает алгоритм Яндекс.Дзен, но и о том, чего он не любит. Здесь запрещены публикации, содержащие:
Среди авторов существует миф, что при CTR более 20-30 % срабатывает реакция на кликбейт. Если же он советует количеству лайков, подписок и проценту дочитывания, то материал признается интересным.
Несмотря на то, что Альфа Центра – машинный алгоритм, его работу корректируют модераторы. Поэтому если автор уверен, что просмотры упали необоснованно, он вправе написать в техподдержку. Если модераторы выявят ошибку в работе ИИ, они ее исправят. Если, по их мнению, ИИ среагировал правильно, они не станут вмешиваться в процесс.
При обращении в службу поддержки сервиса потребуется уникальный идентификационный номер (ID). Узнать его можно несколькими способами:
Все эти методы актуальны в декстопных версиях Яндекс.Дзен. В мобильном приложении узнать ID невозможно.
Сразу после регистрации пользователя алгоритм Яндекс.Дзен начинает отслеживать его интересы. Сначала он рекомендует материалы на общие темы. Параллельно ИИ анализирует реакцию и предпочтения, лайки и дизлайки. Со временем лента становится все более персонализированной. Однако иногда в ленте все равно могут показываться статьи, неинтересные пользователю.
В первую очередь нужно определить тематику. На начальном этапе лучше выбрать одну тему, а не «расплескиваться» сразу по нескольким. В противном случае на канале возникнет хаос, который отпугнет подписчиков. Чем конкретнее будет потенциальная аудитория, тем проще ИИ будет найти ее.
После запуска канала нужно уделить особое внимание первым трем публикациям. После этого система начнет отсчет. Для монетизации канала нужно, чтобы в течение семи дней подряд три публикации прочитало и, что не менее важно, до конца дочитало не менее 7 тыс. человек. Только после этого включится монетизация.
Чтобы алгоритм Яндекс.Дзен быстрее определил целевую аудитории, нужно публиковать по несколько полезных и интересных статей каждый день. На основе просмотров ИИ составит «портрет» читателя и начнет рекомендовать материалы аудитории, вписывающейся в этот «портрет».
Чтобы успешно развивать канал, недостаточно рерайтить статьи из Википедии, наполнять их ключевыми словами и накручивать лайки. При ранжировании статей алгоритм Яндекс.Дзен учитывает их:
Чем лучше будут поведенческие факторы, тем выше шансы на то, что материалы будут транслироваться широкой аудитории. Искусственный интеллект быстро распознает «грязные» методы и перестает рекомендовать такие материалы.
Особых требований по размещению брендированного контента в статьях на Yandex Zen нет. По сути, рекламодатели здесь лишь внедряют информацию о продукте в материалы автора, а не разворачивают полномасштабную рекламную кампанию. Поэтому если вы хотите привлечь владельца канала на Яндекс Дзень в качестве инфлюенсера, вам нужно:
Помните, что алгоритм Яндекс.Дзен постоянно меняется. Он ранжирует статьи в соответствии с их релевантностью и полезностью. Поэтому чтобы привлечь внимание, нужно писать ценные и полезные статьи. Чем больше читателей будет интересоваться вашим каналом, тем больше вы заработаете на нем.
Попасть в топ сайтов на Яндекс.Дзен может любой популярный блог, бренд, сайт или канал. При анализе алгоритм учитывает длительность сеансов, частоту посещений, количество лайков и другие параметры. Топ обновляется ежедневно, поэтому все авторы находятся в равных условиях.
На платформе Яндекс.Дзен «карма» – показатель, с помощью которой можно оценить качество, оригинальность, влиятельность канала, а также вовлеченность аудитории. Чем она выше, тем авторитетнее блог. Она также помогает автору понять, в каком направлении двигаться и как развивать канал. Кроме того, с хорошей кармой можно получить дополнительный охват.
Контент для сайтов и для каналов оценивается по одним и тем же критериям. Изначально материалы проходили проверку алгоритмом Яндекс.Дзен по тому же принципу, что проходят сайты при формировании поисковой выдачи. Авторы могут настроить RSS (описание ленты), чтобы ИИ правильно оценивал актуальность текстов, картинок, превью и др. Объединяя канал и сайт, они могут объединить и подписчиков.
На Яндекс.Дзен можно зарабатывать двумя способами: размещая рекламные баннеры в тексте и размещая брендированный контент (непосредственно сотрудничая с брендами). Каждый раз заработок будет разный, так как он зависит от количества просмотров и процента дочитываний.
На платформе можно привлечь как декстопных, так и мобильных пользователей. Разработчики сейчас уделяют больше внимания развитию мобильного приложения.
Алгоритм Яндекс.Дзен отдает предпочтение самым релевантным нарративам. Причем они показываются, в том числе, декстопным пользователям.
Алгоритм Яндекс.Дзен анализирует, как пользователи взаимодействуют с платформой. Он оценивает глубину показа, процент дочитывания и другие поведенческие факторы. Это позволяет ему своевременно выявлять кликбейт.