Целью продвижения любого ресурса является привлечение аудитории. Получению целевого трафика предшествует проработка структуры, которая помогает посетителям найти страницы по введенным ключевым словам (keywords). Одним из ее этапов является кластеризация запросов семантического ядра. Она упрощает создание SEO ядра в дальнейшем и помогает быстрее вывести сайт в ТОП поисковых систем. В представленной статье мы расскажем, как проводить кластеризацию ключевиков и какими инструментами при этом пользоваться.
Кластеризация ключевых запросов – группировка запросов, которые помогают сайту занять высокие позиции в поисковой выдаче Google или Яндекс. При составлении рейтинга поисковики учитывают релевантность страницы. Если посетитель введет в поисковую строку запрос, перейдет на страницу и увидит, что на ней нет нужной ему информации, он сразу ее закроет. С ростом количества отказов шансы посадочной страницы занять высокие строчки в рейтинге будут падать. Изменить ситуацию можно, если группировать запросы по тематике.
Цель кластеризации ключей – привлечь внимание посетителей, ищущих конкретную информацию, на страницу, где эта информация представлена. Она используется для определения списка запросов, по которым будет продвигаться конкретная страница. С ее помощью можно:
Если запросы неправильно распределены по кластерам (Cluster), это снижает шансы попасть в топ поисковых систем. И наоборот, если правильно сгруппировать их, ресурс быстрее займет верхние строчки рейтинга.
Чем масштабнее проект, тем больше должно быть СЕО-ядро. Оно должно включать большой объем ключевых слов и фраз, которые собираются в крупные блоки, также делящиеся на мелкие блоки. Так формируется дерево запросов.
К примеру, для раздела «Мелкая бытовая техника» интернет-магазина собрано 525 ключей. Чтобы продвинуть его, оптимизатор делит ключи на группы, убирает «мусор» и расставляет частотность. Это можно делать вручную или автоматически. В итоге удается собрать группы ключевиков, которые в будущем помогут понять, каким контентом заполнять продвигаемый раздел.
Метод группировки ключевых слов и фраз зависит от объема SEO-ядра. При этом оптимизаторы действуют вручную или используют автоматический метод. Первый применяют в случае, если ядро включает менее 500 запросов. Сначала группируются запросы с одинаковым интентом. Если их сложно кластеризировать, проводится анализ поисковой выдачи.
Автоматический метод применяют для крупных семантических ядер, состоящих более чем из 500 слов. Для группировки используются инструменты, алгоритмы которых также настроены на анализ топа. Преимущества автоматического метода:
Оптимизатор вправе комбинировать методы. Если он пользуется автоматическим методом, то в любом случае результаты проверки должен проверять вручную.
Задача ручной и автоматической кластерной группировки – разделить посетителей на категории и каждой категории предоставить нужную информацию. В процессе SEO-мастер может использовать следующие виды кластеризации поисковых запросов:
Мягкая кластеризация дает широкий, но не самый точный охват. Ее используют при продвижении информационных ресурсов, которые могут ранжироваться по разным ключевым словам и запросам. Крупные коммерческие ресурсы продвигаются с помощью жесткого метода, который выводит в топ все интересующие запросы.
Кластеризация SEO проводится с учетом принципа целевого ограничения, предметного разделения, а также разделения информационных и коммерческих запросов.
Целевое ограничение – принцип, при котором в группы объединяются ключевики с одинаковой целью. Например, «купить iPhone 13», «купить новый Apple» и пр.
Принцип предметного разделения подразумевает группировку однотипных объектов на сегменты. К примеру, для ключевика «печать» должны быть выделены сегменты «струйная печать», «цифровая печать», «офсетная печать» и пр.
Важным принципом кластеризации является разделение запросов на информационные и коммерческие. Например, ключевики для страниц «как едят вафли в Бельгии» и «где купить вафли из Бельгии» не должны размещаться в одном кластере.
В процессе кластеризации ключевики также разделяются по расположению в топе, словоформе и способу постановке вопроса. В первом случае смысловая и семантическая принадлежность ключевиков определяется в ходе анализа результатов поисковой выдачи. Например, магазин зоотоваров может продвигать товары по кластерам «корм для стерилизованных кошек» и «корм для кастрированных кошек». Если каждый раз поисковик будет выдавать разные результаты, значит, ключевики нужно разнести по разным кластерам. Если же результаты будут одинаковыми, значит, кластер у них будет один.
При разбивке ключевиков по словоформе они группируются, исходя из наличия у них одинакового корня. Например, «норма температуры тела у грудничков» и «нормальная температура тела у грудничков» будут входить в один кластер.
Если в СЕО-ядре много вопросительных ключей, имеет смысл разделить их на повествовательные и вопросительные. Например, «установка кондиционеров» и «как установить кондиционер».
Кластеризация – группировка ключевых слов, от которой зависят результаты продвижения. Поэтому оптимизатору желательно:
Только так можно наполнить страницу статьями, товаром, картинками или другим полезным контентом, а затем привести на нее пользователей, ищущих именно эти статьи, товары и картинки.
Иногда оказывается, что главная страница сайта релеванта многим запросам. В таких случаях семантическое ядро может содержать более 100 слов. Чтобы сохранить позиции, нужно перенести часть ключевиков на другие страницы, при этом нужно оставить:
Ключевики, которым не удается продвинуться в топе, нужно перенести на другие страницы. То же самое касается фраз, которые не сочетаются с другими ключами на продвигаемой странице.
Кластеризация запросов в онлайн сервисах или вручную позволяет быстрее обрабатывать большие массивы данных. При этом она не только экономит время, но также позволяет настроить автоматическую группировку продвигаемых страниц.
Если правильно провести внутреннюю оптимизацию и разнести ключевые слова по группам, то у ресурса уйдет меньше времени на то, чтобы занять верхние позиции в топе выдачи. Его владельцу даже не нужно закупать ссылки и тратиться на другие методы продвижения. Грамотная комбинация ручных и автоматических методов – первый шаг на пути к эффективному ранжированию.
Группировка ключевых слов и фраз проводится вручную, с помощью онлайн-сервисов и декстопных программ. Вручную оптимизаторы кластеризируют ключевики с помощью следующих инструментов:
Из декстопных программ оптимизаторы чаще выбирают Группировщика ключевых слов для PPC. Если количество фраз не превышает 1000, пользоваться им можно бесплатно. При этом можно рассчитывать на высокую скорость работы. Однако вводимые данные нужно постоянно сохранять. Иногда в них появляются лишние слова, которые непонятно, как удалить. Кроме того, в программе отсутствует функция загрузки частотности. В этом плане ее превосходит KeyCollector. Программа отличается удобным интерфейсом и гибкой настройкой, имеет отзывчивую техподдержку и прайс с адекватными ценами. Правда, для комфортной интеграции с ПО нужно устанавливать прокси и антикапчи.
Из онлайн сервисов SEO кластеризации чаще используют:
Несмотря на удобство онлайн-сервисов, они часто допускают ошибки. Поэтому результаты в любом случае нужно проверять вручную.
Чтобы начать группировку, нужно зарегистрироваться или авторизоваться на выбранном ресурсе. Регистрация предоставляет доступ к инструментам для сбора и анализа данных, а также к полезным фишкам и дополнительным функциями. Дальнейший алгоритм действий в разных сервисах выглядит примерно одинаково. Оптимизатору нужно:
Как правило, на обработку 100 запросов уходит не более 5 мин. Отчеты загружаются в виде документа формата XLSX, состоящего из нескольких листов. Его можно сохранить или скачать для дальнейшего анализа.
Преимущество онлайн сервисов кластеризации семантического ядра в том, что в них предусмотрено много интересных фишек. Их количество и функционал зависят от возможностей кластеризаторов. К примеру, с их помощью можно:
Поэтому перед тем, как начать пользоваться платным или бесплатным кластеризатором, нужно заранее изучить все доступные инструменты, фишки и возможности.
Основная проблема, с которой сталкиваются оптимизаторы – ключевики, которые нельзя отнести ни к одной группе. Иногда они занимают 30 % СЕО-ядра. Чаще всего это происходит при продвижении узкоспециализированных сайтов и интернет-магазинов. Например, когда продвигаются сорта пшеницы, разные виды растений или запчастей, ни программы, ни онлайн-сервисы или поисковые алгоритмы не могут правильно оценить их предметную принадлежность и ценность. Здесь одними машинными алгоритмами не обойтись. Придется подключать логику.
Группировку ключевых слов и фраз проводят после изменений в поисковых системах или на самом сайте. У платных онлайн сервисов для этого предусмотрена функция «Перекластеризация», которая позволяет запускать в процесс в удобное время.
На цену кластеризации влияет количество регионов, поисковых систем и обработанных запросов. Например, для небольшого локального интернет-магазина, который продвигается в одном регионе и в одной поисковой системе по 500 запросам, она может начинаться с 55 руб. Если продвигается региональный интернет-магазин с 900 запросами в пределах двух регионов и одной поисковой системы, она будет составлять от 190 руб. Дороже всего обходится кластеризация международных онлайн-сервисов, которые продвигаются в двух поисковиках по 1500 ключам. В этом случае ценник составляет от 700 руб.
Кластеризация запросов (Clustering) – важный этап оптимизации сайта. С ее помощью можно создать фундамент, на котором будет строиться развитие и продвижение ресурса. От результатов разбивки ключевиков (keys) на кластеры зависит то, каким будет объем и содержание контента, как будет разбиваться внутренняя и внешняя ссылочная масса и т.д. Комбинируя ручную и автоматическую кластеризацию, а также используя разные программы и сервисы, можно разделить посетителей площадки на группы и создать сайт, который будет отвечать их поисковым запросам.