Семантическое ядро сайта это длинный список ключевых фраз, которые должны привести на сайт целевую аудиторию из поисковых систем. Упрощённо подход здесь такой: если на странице встречаются слова, которые пользователи задают в строке поиска поисковой системе, то поисковая система будет ранжировать сайт по таким запросам. В общем случае, чем лучше страница оптимизирована под нужный запрос, тем выше она ранжируется. Чем под большее количество фраз оптимизированы документы сайта, тем у него потенциально больше посетителей. Таким образом, вопрос «как составить семантическое ядро» является ключевым для продвижения сайта.
Когда мы составляем семантическое ядро сайта, задачу необходимо разделить на несколько этапов. На первом этапе создаётся первичный список ключевых фраз. Обычно это различные названия товаров и услуг, которым посвящён сайт, в том числе — транслитерации, переводы, синонимы, сленговые и ошибочные названия, всевозможные сокращения, аббревиатуры. Для человека, хорошо владеющего темой, такой список составить несложно, хотя это может занять много времени.
Первичный список — весьма ответственный этап при составлении семантического ядра сайта. Он должен быть достаточно обширен, чтобы охватить весь спектр названий продвигаемых товаров и услуг, которые пользователи могут использовать в запросах.
Но составить первичный список это не означает создать семантическое ядро. Первичный список — основа, но само ядро будет намного больше. И расширяется оно за счёт так называемых «хвостов», которые являются уточняющими фразами пользователя при поиске. Из головы взять такой список невозможно, так он представляет собой статистику поисковых систем. Потому и берут его в сервисах статистики поисковых систем:
Каждое слово из первичного списка нужно ввести в эти сервисы для анализа, после чего из большого списка связанных фраз выбрать те, которые могут привести на продвигаемый сайт заинтересованную аудиторию.
Из сказанного выше видно, что составить семантическое ядро сайта, в принципе, несложно. Но есть некоторые нюансы, о которых стоит знать. Существует огромный спектр так называемых ассоциативных запросов, некоторые из которых также нужно включать в семантическое ядро. В сервисе wordstat.yandex.ru такие запросы выводятся в правой колонке.
Когда стоит задача составить наиболее полное семантическое ядро запросов, нужно пользоваться всеми возможными сервисами для анализа. Даже если не планируется продвигать сайт в Google, необходимо пополнить свой список фраз теми, которые предлагаются в adwords.google.com. Часто бывает, что в силу особенностей аудитории какие-то запросы в разных поисковых системах имеют разную популярность. На таких запросах, под которые не оптимизированы сайты конкурентов, можно получить неожиданный и приятный бонус, а можно даже спровоцировать его с помощью заранее продуманной вирусной рекламной кампании.
Наиболее распространённой ошибкой является введение в семантическое ядро «накрученных» запросов. Случается, что запрос, имеющий высокую частотность, по точному вхождению показывает мизерный результат. Часто это связано с работой ботов, сканирующих выдачу по широкому спектру запросов, в т.ч. никогда (или очень редко) не задаваемых пользователями. Бывает и такое, что обнаруженный высокочастотный запрос является частью большого числа менее частотных «хвостов», а по точному вхождению такой запрос оказывается низко- или среднечастотным, да ещё и плохо конвертируемым. Продвижение по таким пустым запросам приведёт к нерациональному расходованию средств.
Начинающие часто совершают ошибку, связанную с попыткой создать семантическое ядро, в котором будет всё на свете. Любой мало-мальски связанный с тематикой сайта запрос включается ими в СЯ, создаётся документ под этот запрос и начинается его продвижение. В результате бывает потрачено много времени и денег, получен огромный трафик, требующий больших ресурсов сервера, а клиентов этот трафик не даёт. Размышляя о том, как составлять семантическое ядро, в первую очередь, нужно ориентироваться на потребности бизнеса, а его главной потребностью является получение клиентов, а не прохожих.
Важный нюанс связан с использованием запросов с ошибками. Пользователи часто делают ошибки при вводе запроса в поисковую строку. Использование этой особенности, вообще говоря, позволяет получить недорогой целевой трафик. Но далеко не всегда. Дело в том, что сервисы статистики хранят информацию о том, какой запрос ввёл пользователь, но фактически заданный запрос может быть иным — когда поисковая система автоматически исправляет ошибку пользователя. В таких случаях использование запросов с ошибками не даст ровным счётом ничего. Поэтому, прежде, чем включать запрос с ошибкой в СЯ, необходимо проверить, не исправляет ли его поисковая система.
После пристального рассмотрения вопроса о том, как составить семантическое ядро сайта, каждый понимает, что хотя больших сложностей в нём нет, он очень затратен в плане расходования времени. Если продвигается сайт-визитка с пятью документами на нём, то, разумеется, составить семантическое ядро для него недолго — в нём будет от силы полсотни запросов. Другое дело, если речь идёт об интернет-магазинах с десятками, а то и сотнями товарными позициями — в таких случаях часто речь идёт о списке в десятки тысяч фраз. Собрать такое ядро, да ещё и выполнить последующую группировку запросов,— задача, на которые может потребоваться несколько недель, а время стоит дорого.
В таких случаях стоит воспользоваться автоматическими сервисами. Самый известный из них — система комплексного продвижения Wizard.Sape. Этот сервис предлагает очень удобный инструмент для составления семантического ядра. Ручная работа при этом сведена к минимуму. Система перед тем, как создать семантическое ядро сайта, в автоматическом режиме сканирует и анализирует продвигаемый сайт, сайты-конкуренты, поисковую выдачу.
Кнопки «Близкие к ТОП», «Как у конкурентов», «С сайта», «Из статистики» позволяют выбрать способ, которым будет формироваться семантическое ядро. Продвижение по фразам, по которым сайт уже неплохо ранжируется («Близкие к ТОП» — то есть, запросы, по которым сайт ранжируется на первых пяти страницах выдачи), позволяет стартовать с наименьшими затратами — как правило, путь из ТОП-50 в ТОП-10 намного дешевле и проще. При выборе варианта «Как у конкурентов» в семантическое ядро будут включены фразы, по которым высоко ранжируются сайты конкурентов. Довольно эффективно собрать семантическое ядро из запросов, по которым на сайт уже есть трафик («Из статистики») — такие запросы обычно продвинуть проще всего, т.к. наличие трафика по ним означает, что поисковая система уже позитивно оценивает соответствующие документы.
Там же, в Wizard.Sape, можно оценить потенциальные расходы на кампанию. Система оценивает ссылочный бюджет на продвижение. Прежде, чем получить такую оценку, нужно самостоятельно или доверившись системе, распределить ключевые фразы по страницам сайта. Таким образом будет определено как количество продвигаемых документов, так и количество фраз на каждом из них. Система выберет для продвижения те документы, которые выше ранжируются Яндексом по соответствующим запросам. Прежде, чем подтвердить такой список документов, стоит проверить, совпадает ли ваше желание с оценкой Яндекса.