Еще лет 5 назад в поисковом продвижении отлично работала простая схема: «добавил в тексты как можно больше вхождений ключевых фраз – купил много ссылок – вышел в ТОП». Понятно, что качество продвинутых таким способом ресурсов далеко не всегда было удовлетворительным, и поисковые системы это не устраивало. В силу всего этого наметился целый ряд тенденций, определяющих текущее положение дел в SEO и перспективны его дальнейшего развития.
Еще совсем недавно основная задача SEO-специалистов состояла в закупке ссылок на продвигаемые сайты. В борьбе за место в ТОПе конкурирующие ресурсы соревновались между собой в количестве входящих линков и тратили на их приобретение десятки, а то и сотни тысяч рублей в месяц. При этом о качестве ссылок задумывались далеко не все. И это сослужило им плохую службу. Примерно с 2011 года поисковые системы начали уделять большое значение тому, какие ссылки и когда получил сайт. В Яндексе появились фильтры за коммерческие ссылки, ссылки с некачественных площадок, за ссылочный взрыв (резкий набор или внезапное уменьшение ссылочной массы). Google выкатил алгоритм Penguin, наказывающий за неестественные линкбэки.
За некачественную ссылочную массу можно быть наказанным поисковиками
2014 год и вовсе ознаменовался отключением ссылочного фактора для ряда коммерческих тематик в московской выдаче Яндекса. Прозвучало также обещание Мэта Каттса о том, что Google в ближайшее время начнет накладывать санкции на все ресурсы, так или иначе причастные к торговле ссылками – и на их продавцов, и на покупателей.
Значит ли все это, что ссылки перестали быть инструментом SEO? Скорее нет, чем да. Во-первых, на осень 2014 года ссылки отключены только Яндексом и только в узком ряду коммерческих тематик. Во-вторых, в регионах ссылки пока что работают и работают хорошо. К тому же, Интернет сам по себе представляет собой огромную систему ссылающихся друг на друга страниц, поэтому полностью исключить значение ссылочного фактора из поисковых алгоритмов просто невозможно. Так что ссылки с естественными анкорами с качественных и тематичных площадок все еще могут помочь в достижении ТОПа. Особенно высоко ценятся те линки, с которых на сайт переходят пользователи.
В нынешних условиях нужно особенно аккуратно и продуманно работать с системами автоматической закупки ссылок. Используя Wizard или аналогичные сервисы, следует тщательно анализировать отчеты по купленным ссылкам и корректировать стратегию в случае негативных изменений. И, конечно же, нужно понимать, что сейчас ссылки стали лишь вспомогательным инструментом продвижения, а на передний план выдвигается общее качество и полезность сайта для пользователей Всемирной паутины.
Когда-то поисковые системы сортировали документы путем простого обнаружения текстовых совпадений, затем они стали учитывать авторитетность сайтов путем подсчета ссылающихся на них страниц. Сейчас же количество факторов, влияющих на ранжирование веб-ресурсов в SERP-е, исчисляется сотнями. Оценивать каждый сайт по множеству критериев поисковикам позволяют технологии машинного обучения. Например, у Яндекса это впервые представленный еще в 2009 году Матрикснет, который дает возможность создавать уникальные формулы ранжирования для узких категорий запросов и постоянно усовершенствуется.
Начиная с 2009 года, поисковики уделяют огромное внимание внутреннему содержанию сайтов. Причем речь здесь идет не только о контенте, который теперь должен быть уникальным, структурированным, не переспамленным и полезным для пользователей, но и о технической составляющей, дизайне, элементах юзабилити. Все это неразрывно связано с так называемыми «поведенческими факторами». Поисковые системы отслеживают, как часто пользователи заходят на сайт, как долго остаются на нем, пользуются ли его сервисами, возвращаются ли на его страницы во второй раз и т. д.
Поиск с каждым годом становится все более персонализированным. Набирая в Яндексе или Google тот или иной запрос, человек видит личные поисковые подсказки, а в выдаче появляются сайты из своего региона, ресурсы, которые он уже посещал. Причем, пользователи могут сами настраивать поиск, чтобы сделать его максимально удобным именно для себя. Google активно использует для персонализации сведения из Google+ и других соцсетей, Яндекс работает над новой платформой Атом, так что и в дальнейшем эта тенденция будет только набирать обороты.
Пользователь может сам настраивать свой поиск
С отключением ссылок в ряде тематик стали говорить и о коммерческих факторах ранжирования. Организациям для получения хороших позиций в поисковой выдаче теперь нужно максимально подробно рассказывать пользователю о себе (помещать на сайте развернутые контакты, реквизиты, сертификаты и лицензии, регулярно публиковать новости, проводить акции и конкурсы и т. д.), работать над повышением узнаваемости бренда и улучшением своего имиджа, расширять ассортимент товаров и услуг, общаться с клиентами в сосетях и всесторонне работать над развитием своего бизнеса.
Важное значение приобретает работа над CTR в выдаче. Поисковики теперь позволяют сайтам не только задавать наиболее привлекательные для пользователей описания страниц в выдаче, но и сопровождать их контактной информацией, сведениями о времени работы, быстрыми ссылками на важные разделы ресурса. А платформа Яндекс.Острова и вовсе делает поиск интерактивным, выводя в него функциональные элементы: формы заказа, кнопки для форм обратной связи и т. д.
Острова позволяют пользоваться сервисами сайта прямо из выдачи
Поисковые системы становятся с каждым днем все «умнее», поэтому подстраиваться под них все труднее и труднее. В этой ситуации продвижение в Интернете будет все больше уходить в сторону комплексного маркетинга. Помимо работы над контентом сайта и покупки ссылок владельцам сайтов нужно активно общаться со своей аудиторией (как в рамках собственного ресурса, так и на различных социальных площадках), использовать возможности медийной и контекстной рекламы, следить за своей репутацией в сети и в оффлайне. Главной задачей SEO в ближайшее время будет работа с поведенческими факторами с использованием самых разных методов: от адаптации сайтов к работе с разных устройств до активного использования качественного визуального контента (фото и презентаций, видеоотзывов и обзоров товаров и услуг, инфографики и т. д.). Так что традиционное пожелание поисковиков «Делайте сайты для людей» перестало носить характер рекомендации и превратилось в главное требование для достижения ТОПа.